В 2012 году мы купили станок лазерного раскроя листового металла (волоконный лазер) на линейных двигателях с рабочей зоной 1500 х 3000 мм. Станок лазерной резки мы установили в новом производственном помещении площадью 240 м2, пристроенном к нашему первому цеху. Там же разместился склад листового металла, на котором всегда поддерживается оперативный запас металла, позволяющий нам работать как группа быстрого реагирования. Лазерная резка в совокупности с механическим раскроем, координатной перфорацией и гибкой листового металла вывела наши технические возможности на уровень универсального производства деталей из листового металла. С ограничениями по толщине обрабатываемого металла (не более 5 мм) и по длине изготавливаемых деталей (не более 3 м). Таким образом, дорога от участка координатной перфорации листового металла до универсального листообрабатывающего цеха заняла 8 лет.
В целях конструкторского и технологического обеспечения листообрабатывающего производства мы создали конструкторский отдел (подразделение офиса), работающий в системах автоматизированного проектирования AutoСAD и SolidWorks. Конструкторское обеспечение листообработки – это создание профессиональных чертежей и электронных моделей изделий, необходимых как для согласования конструктива с заказчиками (нередко заказчики не могут предоставить нормальные чертежи), так и для производства. Хороший понятный чертёж, содержащий все необходимые для операторов станков сведения – это залог успешной работы цеха, то есть работы быстрой и без брака. Неясности в чертежах вызывают вопросы у операторов станков, что влечёт дополнительные внутренние согласования между цехом и офисом, причём порой с привлечением заказчика. Эта лишняя суета всегда оборачивалась задержками производственного процесса и потерей рабочего времени, запланированного на выполнение других заказов. Сейчас благодаря конструкторскому отделу этого нет. К тому же мы храним в бумажном и электронном виде согласованные чертежи всех изделий, по которым работали ранее: бывает даже, что у заказчиков чертежей нет (утеряны), а у нас есть. Технологическое обеспечение листообработки, находящееся в компетенции конструкторского отдела – это автоматизированное определение последовательности гибочных операций и размеров развёртки заготовки на эмуляторе листогибочного пресса, автоматизированное создание карт раскроя листового металла, адаптация электронных чертежей к ПО станков, создание управляющих программ для ЧПУ станков (Metalix cncKad, Traklayer, Техтран, Cybelec) и размещение чертежей и программ на внутренних сетевых ресурсах цеха.
Производственные задания, по которым работает цех, оформляются офисом в электронном и бумажном виде с приложением чертежей и карт раскроя с указанием вида, толщины и количества металла, видов предстоящих технологических операций, а также сроков готовности изделий к отгрузке. На практике в течение смены цех работает по нескольким заданиям сразу, при этом каждое из них находится в разной степени готовности. Например, пока лазер режет развёртки для последующей гибки по одному заданию, гибка гнёт заготовки, ранее проперфорированные на координатнике по другому заданию, а гильотина в это время кроит листы на заготовки для последующей перфорации по третьему заданию. Заготовки движутся от одного станка к другому, постепенно приобретая черты конечного изделия. Последним станком, т.е. станком, который превращает заготовку в готовое изделие, обычно является листогиб. После него изделие поступает на склад готовой продукции, на порошковое окрашивание или на сборочный участок. Количество заданий, проходящих через цех за смену, иногда достигает двадцати (!), и каждое задание выполняется из конкретно своего вида металла конкретной толщины в конкретном количестве, движение которого в виде заготовок от станка к станку также конкретно своё. Это мы называем множественностью задач. Ошибки ведут к перерасходу металла, то есть к расходу металла сверх количеств, заложенных инженерами-экономистами при расчёте цен заказов. Для нас цена ошибки (брака) – это не только излишне потраченное время, но и излишне израсходованный листовой металл, который может быть весьма дорогим: мы работаем не только с черным и оцинкованным листовым прокатом, но и с нержавеющим, и с цветным (
алюминий, титан, латунь, медь), а также с листовым металлом с полимерным покрытием. Ошибка, допущенная на последней операции, например, на гибке, неприятна вдвойне, так как она обнуляет не только металл, но и все предыдущие операции, произведённые с этим металлом. Сочетание этой множественности задач и дороговизны ошибки — главная особенность нашей работы, это наша среда обитания. Разбор ошибок почти всегда даёт одно и то же: причиной ошибки является спешка и нервозная обстановка на фоне неритмичной загрузки станков – работа в режиме чередования задержек и авралов. Поэтому задача безошибочности достигается организацией спокойной и ритмичной работы цеха, при которой станки и люди работают с равномерной и разумной нагрузкой, без скачков, без авралов, без надрыва, без трудовых подвигов и по возможности без работы в выходные дни. Такой спокойный режим работы обеспечивается назначением разумной последовательности выполнения производственных заданий и ведением оперативного учёта их выполнения.
Оперативный учёт выполнения заданий ведётся по каждому станку: операторы станков в процессе работы фиксируют количество изготовленных деталей и затраченное на это время. Из массива этих данных формируется сменная «оперативка» цеха, содержащая информацию о готовой продукции (продукции, поступившей на склад) и о продукции, ещё находящейся в стадии изготовления. Это позволяет оперативно уведомлять заказчиков о готовности их продукции к отгрузке, а также оперативно отвечать на вопросы заказчиков о текущей стадии готовности их заказов и предполагаемом времени готовности. Но главная практическая ценность производственного учёта состоит в том, что сведения о фактических временных затратах позволяют отлаживать технологические процессы с точки зрения производительности труда применительно к любому изделию, прошедшему через цех, то есть корректировать процессы в целях их оптимизации.
Расчёты цен заказов и последующие контакты с заказчиками ведут инженеры-экономисты – это сотрудники компании, сочетающие в себе практический опыт листообработки (работа на станках), умение работать в программах автоматизированного проектирования (работа с электронными чертежами) и умение расчёта цен технологических операций (работа с электронными таблицами). Это не «белые воротнички»: в нашей компании любой сотрудник офиса мужского пола, включая генерального директора, имеет цеховой опыт работы на станках (квалификацию оператора станка) и при необходимости готов встать к станку и выполнить любую другую работу в цехе. Именно практическое знание процесса изготовления деталей позволяет инженерам-экономистам правильно назначать технологические операции и определять время их выполнения, а также рассчитывать количество металла, необходимого для выполнения заказа. Цена обработки листовой заготовки на каждом из станков определяется исходя из количества необходимого для этого времени и стоимости нормочаса этого станка. Сложение «постаночных» цен и цен дополнительных операций (маркировка, клёпка, сварка, сборка, упаковка) даёт итоговую цену работы в заказе. Цена листового металла в заказе рассчитывается по текущей цене металла на металлобазе с учётом цены доставки металла в цех. На цене металла мы не зарабатываем. Сложение цена работы и цены металла в заказе даёт итоговую цену заказа. Инженер-экономист, рассчитавший цену заказа, согласовывает её с заказчиком и в дальнейшем ведёт заказ вплоть до отгрузки, являясь для заказчика контактным лицом компании по всем рабочим вопросам – от сообщения о возможности изготовления до сообщения о фактической готовности продукции к отгрузке и вопросов доставки (если требуется).
Трудовой коллектив ООО «Перфосталь» давно сложился: некоторые сотрудники имеют 10-летний стаж работы в компании. Именно сложился — это слово я нахожу наиболее подходящим к процессу формирования коллектива как устойчивого и бесконфликтного сообщества, в котором люди действуют слаженно и дружно. Слаженность действий – это результат «многостаночности» сотрудников: мы приветствуем и стимулируем профессиональное развитие каждого, его умение работать на любом участке, на любом станке. Эта универсальность (взаимозаменяемость) обеспечивает устойчивость работы цеха в любое время вне зависимости от отпусков и т.д.
Думаю, что изложенного достаточно для знакомства с ООО «Перфосталь», и надеюсь, что этот рассказ о нас достиг своей цели – создать правдивый образ небольшой, но серьёзной и надёжной компании с большой историей. Эта история с продолжением.
В будущем мы будем осваивать широкополосную перфорацию – строить новый цех для работы с рулонным листовым металлом, оснащать его линией продольного и поперечного раскроя листового металла и широкополосными перфорационными прессами.
А также мы хотим выйти за пределы формата листового металла 5 х 1500 х 3000 мм и создать ещё один производственный комплекс – центр обработки листового металла формата 10 х 1500 х 6000 мм. Этот проект требует другого технического оснащения: другие станки и другой цех, оснащённый подъёмными полуавтоматизированными механизмами – стальной лист такого размера весит более 700 кг. Кроме того, это другая категория заказов – это заказы несущих металлоконструкций и «инфраструктурных» изделий, например, конусных мачт освещения. Освоение этого формата требует огромных (по нашим сегодняшним меркам) финансовых вложений…
С уважением,
Генеральный директор
ООО «Перфосталь» А.В. Мардин